Уфимский филиал центра ИНБИ
Тайцзицюань
Новости
Практики
Семинары
Группы
Расписание
Фотоальбом
Продукция
Услуги
О системе ИНБИ
Практики
Тайцзицюань
Багуачжан
Син-И-цюань
Вин-чун
Капоэйра
Туй-шоу

Даосская йога I
Суфийская йога
Даосская йога для женщин
Алхимия Багуа-чжан
Алхимия Тайцзи
Алхимия Син-И Алхимия Туй-шоу
Алхимия Пьяных Бессмертных
Искусство Брачных покоев
Тайский массаж

Танец живота
Индейские танцы
Аргентинское танго


Rambler's Top100

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ (школа Чень)


Что такое Тайцзи-цюань

Тайцзи-цюань - внутреннее искусство взращивания силы. В переводе с китайского название практики переводится как "кулак Беспредельного" и "беспредельно направленная Сила". За понятием "тай цзи" стоят обширные знания и основы всей китайской космологии - Великий Предел Тай Цзи (taiji), Два Начала Лян И (liang yi), Четыре Формы Сы Сян (si xiang), Пять Элементов У Син (wu xing), Восемь Триграмм Ба Гуа (bagua), а также знания о лунных фазах, переменах и сезонных циклах. Триграммы и гексаграммы были для выдающихся мастеров Тайцзи-цюань практическими, реальными энергетическими моделями, изменения которых они понимали и умели наблюдать в себе и во Вселенной.

Грандмастер Чень Сяован

Тайцзи-цюань наравне с Багуа чжан и Син-И цюань входит в группу практик, обозначаемых в Китае как нейгун (neigong) "внутреннее искусство", что является определенной оппозицией "внешним искусствам" - то есть тем техникам, где основное внимание посвящается последовательностям, движениям и работе тела. Особенность "внутренних искусств" заключается прежде всего в глубине познания не только человеческого тела, но и энергии и духа человека, в привлечении знаний самого широкого круга и высокой ценностью достижений иного, более тонкого характера. Многие практики в своей внутренней сути уходят корнями к древним даосским учениям.

Понятие "тай цзи" во даосских трактатах начала нашей эры рассматривалось именно как синоним Дао - универсального закона всех вещей и явлений, выступая символическим выражением всех возможных трансформаций двух первооснов - Инь и Ян. Тайцзи - Великий Предел всегда являлся одним из ключевых понятий в даосизме: например, одна из высших сфер, где обитали бессмертные небожители, называлась Тайцзи. Даосы считали, что все изменения в мире по своей сути различны лишь во внешних проявлениях, а по своей метафизической сути сводятся к единому Великому пределу, ибо все они проявления Дао.

Однако "социализация" Тайцзи и трансформация духовно-эзотерической концепции в боевое искусство с практически применением произошла гораздо позже, в эпоху неоконфуцианства, которое оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XII-XIII вв. Именно в это время стал формироваться словарь знакомых нам теперь понятий и названий, структурировались и закреплялись количественные и качественные характеристики практик, которые получили обозначение "схемы развертывания Великого предела", более четко была проведена дифференциация характера и целевых установок этих направлений.

Практическая реализация космологического понятия Тай Цзи выражается в формах и последовательностях Тайцзи-цюань, которые основаны на 13 принципах движения. Сегодня в мире можно выделить несколько направлений развития тайцзи-цюань - как боевого искусства самозащиты, как оздоровительной гимнастики и как искусства развития тела и энергии. Последнее направление также можно обозначить как "алхимическое", так как оно основано на теории и принципах даосской алхимии.

Центр INBI World следует учениям Тайцзи-цюань школы семьи Чэнь, которая исторически считается наиболее древней и стоящей у истоков развития этого искусства.


Мастера Тайцзи-цюань школы Чэнь

Историю развития Тайцзи-цюань в той форме, которая существует и по сей день, принято связывать с семьей Чэнь, а именно с легендарным основателем Чэнь Бу (Chen Bu) (род. в 1368 г.), выдающимся практикующим и мастером боевых искусств, родом из Шаньси (Shanxi). Известно, что в 1374 году семья Чэнь переехала в провинцию Хэнань (Henan) в место, которое сегодня называется Чэньцзягоу (Chenjiagou), что в переводе с китайского означает "овраг семьи Чэнь".

Линия наиболее знаменитых мастеров стиля Чэнь включает:

  •  Чэнь Вантин (Chen Wangting) (1600-1680) - офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии Мин. Считается, что он был потомком Чэнь Бу в девятом поколении. Чэнь Вантину приписывается создание Кулака Чэнь (Chen Quan), практики с широким мечом (меч Дао) и техники работы с копьем. Он был широко известен и популярен как борец с бандитами и грабителями, которые досаждали торговым караванам в то время. Помимо высокого мастерства в боевых искусствах, Чэнь Вантин был выдающимся общественным деятелем. В преданиях о Чэнь Вантине говорится, что днем он cовершенствовал свое боевое мастерство, а ночью изучал китайскую литературу и право. Основная заслуга Чэнь Вантина в развитии тайцзи-цюань заключается в том, что он смог вложить их в понимание искусства Тайцзи-цюань, включив в него знания китайской медицины, акупунктуры, дыхательных техник (tuina), системы Дао-инь (daoyin). Считается, что именно Чэнь Вантину принадлежит заслуга создания понятия и упражнений "шелковой нити".
  •  Чэнь Чжансин (Chen Zhangxing) (1771-1853) - представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь. Ему приписывается заслуга синтезирования форм, переданных ему его предшественником. Необходимость изменений была продиктована высокими физическими нагрузками, которые предъявляли традиционные последовательности и адаптации их для практического применения на более массовом уровне).
  •  Чэнь Юбэнь (Chen Youben) – еще один представитель четырнадцатого поколения. Чэнь Юбэну приписывается создание Синь-цзя, или «новой формы» стиля Чэнь Тайцзи, характеризующейся более сложными и «взрывными» движениями, что положило начало делению форм Тайцзи на «старую последовательность» (Laojia) и «новую последовательность» (Xinjia). Позже форма Син-цзя получила также название «малая форма» (Xiaojia).
  •  Чэнь Цинпин (Chen Qingping) (1795-1868) – племянник и ученик Чэнь Юбеня. Чэнь Цинпин продолжил работу над «новой» формой Син-цзя, начатую его учителем. Движения в ней стали более собранными, были добавлены дополнительные круговые движения, чтобы повысить уровень реализации прикладного характера в форме. Считается, что Чэнь Цинпин способствовал развитию стиля другого известного стиля тайцзи-цюань под названием Чжао Бао (Zhao Bao).
  •  Чэнь Синь (Chen Xin) (1849-1929) – представитель шестнадцатого поколения семьи Чэнь. Он был внуком знаменитого мастера Тайцзи-цюань Чэнь Юхэна (Chen Youheng) и братом Чэнь Юбена. В целях развития наследия своих предков Чэнь Синь начал письменно фиксировать положения теории и практические рекомендации по Тайцзи-цюань. За 12 лет он создал четырехтомный труд «Чэньши тайцзицюань тухуа цзян-и» («Наглядное изложение системы Тайцзи-цюань школы Чэнь»), в котором обобщил опыт предшествующих поколений мастеров семьи Чэнь. Этот труд и на сегодняшний день остается основным каноном знаний по тайцзи-цюань.
  •  Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887-1957) – первый мастер, начавший преподавать «новую» форму тайцзи-цюань семьи Чэнь за пределами деревни Чэнь. Благодаря строгому контролю семьи и своему прилежанию стал признанным мастером уже в семнадцать лет. Один из немногих великих мастеров, ученики которого до сих пор живы, является одним из самых почитаемых личностей в современной деревне Чэнь.
  •  Чэнь Чжаопи (Chen Zhaopi) (1893-1972) – покинул родовую деревню Чэньцзягоу в 1914 году и преподавал Тайцзи-цюань в самых разных уголках Китая. Именно он в 1928 году пригласил Чэнь Факе преподавать семейное искусство Тайцзи в Пекин. Теория Чэнь Чжаопи отличалась большой глубиной, будучи испытанной десятилетиями практики, и за свою жизнь он написал более четырех книг для занимающихся разного уровня. Чэнь Чжаопи также предписывается создание формы с двумя прямыми мечами.

    В 1958 году Чэнь Чжаопи вернулся в Чэньцзягоу, обеспокоенный затуханием семейной традиции Тайцзи-цюань. Его усилия по возрождению Тайцзи-цюань получили позже широкое признание, а воспитанные им ученики – Чэнь Сяован (Chen Xiaowang), Чэнь Чжэнлей (Chen Zhenglei), Ван Сиан (Wang Xi’an) и Чжу Тяньцай (Zhu Tiancai) – известны в народе как «Четыре Стража Будды» Тайцзи-цюань.

    Несмотря на преследования во время Культурной революции Чэнь Чжаопи тайно продолжал обучать своих учеников Тайцзи-цюань. Он даже заменил названия некоторых форм Тайцзи на коммунистические лозунги, лишь бы не дать умереть многовековому искусству. Школа и дом мастера Чэнь Чжаопи вдохновили на создание и стали местом Центра популяризации Тайцзи-цюань Чэньцзягоу.
  •  Чэнь Чжаокуй (Chen Zhaokui) (1928-1981) – младший сын Чэнь Факэ. Чэнь Чжаокуй переехал жить к своему знаменитому отцу в Пекин в возрасте трех лет и с восьми лет он начал перенимать семейное искусство. В Пекине Чэнь Чжаокуй стал знаменит как один из первых исполнителей формы Син-цзя. В 1973 году он привез и начал преподавать эту форму в Чэньцзягоу для обучения подрастающего поколения.

Основные направления в Тайцзи-цюань стиля Чэнь

Отличительная особенность Тайцзи стиля Чэнь заключается в многообразии форм движений и глубине энергетической работы, опирающейся на универсальные законы Вселенной. В Тайцзи Чэнь присутствует мягкость и жесткость, округлость и квадратность, замедленность и ускоренность, открывание и закрывание, легкость и наполненность, скручивание и раскручивание.

·  ШЕЛКОВАЯ НИТЬ
·  ФОРМА ЛАО-ЦЗЯ
·  ПАО-ЧУЙ
·  СИНЬ-ЦЗЯ
·  ТУЙШОУ
·  РАБОТА С ОРУЖИЕМ

ШЕЛКОВАЯ НИТЬ

В Тайцзи-цюань стиля Чэнь одним из основных отличий от других стилей Тайцзи является обязательное совершенствование в практике, называемой "шелковая нить" (chan si jin). Свое название эта практика получила в честь тутового шелкопряда, чьи движения внешне напоминают движения данной техники. Принцип выполнения "шелковой нити" лежит в основе выполнения всех форм Тайцзи Чэнь, она является тем самым "фирменным" ключом и знаком Тайцзи, который определяет характерную спиральную основу всех движений.

Функция этой практики - объединение физической и энергетической структуры всего тела и увязывание энергий его частей с центром дан-тянь, что приводит к усилению практики и наполнению движений. Само выполнение "шелковой нити" не требует больших физических усилий, овладеть ей в состоянии даже ребенок или пожилой человек. Однако достижение реального мастерства в этом искусстве требует немалого вложения времени, осознания, усилия и терпения.

Практика "шелковой нити" позволяет увязать все тело, соединяя в единое целое его сосуды и сочленения, при этом со временем усилие из физической плоскости все больше и больше уходит в плоскость энергетическую и духовную. Регулярное практикование "шелковой нити" позволяет человеку выйти на уровень задействования до 99% физического потенциала своего тела, в то время как обычный человек использует не более 40-50% от этого параметра.

ФОРМА ЛАО-ЦЗЯ

Первая разновидность Лао-цзя (Lao Jia Yi lu) (первая "старая" форма) является "прародительской" формой для всех остальных основных стилей Тайцзи-цюань (таких, например, как Ян- и У-стили). Эта форма содержит быстрые и медленные движения, большое значение в ней отводится шелковой нити, практикование которой в стиле Чэнь Тайцзи играет большую роль.

Первая разновидность Лао-цзя является важным методом подготовки и обучения в Тайцзи-цюань, поэтому обучение ей происходит до изучения всех остальных форм и последовательностей.

В целом, считается, что движения в Лао-цзя более амплитудные, чем в других формах Тайцзи-цюань семьи Чэнь. Можно также сказать, что они менее сложные. Главной особенностью выполнения формы считается опора на работу поясницы и "усвоение", фиксирование конечного положения каждого движения перед переходом к следующему.

Движения выполняются преимущественно мягко, скорость движения то замедляется, то убыстряется, быстрые и медленные движения сменяют друг друга. Техника фа-цзин (fa jin), "выброс энергии", задействуется не более чем в 25 процентах последовательности.

ПАО-ЧУЙ

Считается, что во втором комплексе стиля Чэнь, называемом "Пушечные удары" (paochui), движения достаточно сложные и энергоёмкие, ибо в нем твердость преобладает над мягкостью. Традиционно, он изучается после того, как ученик овладел основами выполнения формы Лао-цзя, что предполагает обретение осознанности и ощущения энергии ци. Мастера говорили: "Пять лет совершенствуйся в Первом комплексе, пять лет осваивай Пушечные удары". Мастера Тайцзи предупреждали, что поверхностное изучение Лао-цзя и непонимание фундаментальных принципов Тайцзи-цюань может привести ученика к формальному выполнению формы Паочуй на базе лишь внешних, хотя, возможно, и красочных движений.

Обучение данной форме связано с овладением понятием фа цзинь - взрывная сила или сила выброса. Последовательность "Пушечные удары" традиционно выполняется в стремительной, взрывной манере. Исполнение формы от начала до завершающего движения занимает не более четырех минут.

Последовательность Паочуй стиля Чэнь Тайцзи-цюань состоит из 43 движений. Благодаря большому арсеналу энергичных движений, таких как прыжки, удары, "припечатывания" и уворачивания, Паочуй считается одним из важнейших методов подготовки и тренировки тела к реальным спаррингам.

СИНЬ-ЦЗЯ

Создателем формы Синь-цзя (xinjia), последовательность "новой семьи" в отличие от Лао-цзя, последовательности "старой семьи") считается Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887 - 1957). Две разновидности Синь-цзя в целом напоминают Лао-цзя, однако они предполагают использование более тонкой энергии и более качественной динамической силы, в силу этого исполнение Синь-цзя требует большего усилия и мастерства.

ТУЙШОУ

В системе Тайцзи-цюань также существует практика, которую принято обозначать как "толкающие руки". Суть данной работы заключается в "работе по познанию себя через другого". Один из принципов туйшоу гласит: "Отбросив себя, сопровождай партнера", то есть в соответствии с внешней силой противника необходимо научиться выстраивать свой ритм, качество контроля и слушания. Если движения противника быстрые - отвечают быстро, если медленные, то медленно. Находясь в постоянном контакте с руками партнера, практикующий учится слушать и перенаправлять атакующее усилие противника и, используя силу и энергию этого же движения, проводить свои контрприемы. Так познается понятие гармонии и баланса в парном взаимодействии.

Исторически существует два типа туйшоу: работа в перемещении и работа на месте. После овладения основами туйшоу на месте практика туйшоу начинает отрабатываться в перемещении на один шаг, затем на три шага и, наконец, в свободном перемещении. С ростом мастерства практикующего может также повышаться скорость перемещения и выполнения движений, а также уровень технической сложности приемов.

Методически практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:

  1. Тин (слушание) - умение слушать и чувствовать противника.
  2. Цзоу (ведение) - следование атакующему движению противника.
  3. Hянь (прилипание) - следование отступающему противнику.
  4. Хуа (трансформация) - объединение в единое движение усилий цзоу и нянь.
  5. Фа (выброс) - атакующее движение.
РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Из всех стилей Тайцзи-цюань стиль Чэнь содержит больше всего техник по работе с оружием: с мечом Цянь, мечом Дао, парными мечами, с копьем, алебардой, шестом, различные формы парной работы с оружием, а также работу с предметами, которые не входят в основную программу изучения оружия (парные дубинки, длинный толстый шест, металлический стержень).

В целом, принципы работы с оружием в Тайцзи стиля Чэнь аналогичны базовым принципам практикования всех остальных форм: в любом движении тело движется как единое целое, движения собраны и увязаны с центром дан-тянь, со временем оружие должно стать неотделимой частью тела при выполнении любой техники с ним.


Тайцзи-цюань в INBI World

Китайская пословица гласит: "Высочайшее есть простейшее". Путь к мастерству в Тайцзи-цюань лежит не через мистические или эксклюзивные секреты, а через ясную, опирающуюся на универсальные законы и методически выстроенную систему обучения, включающую в себя множество аспектов, связанных с понятием Тай Цзи.

Независимо от того, занимаетесь ли вы уже тридцать лет или только три месяца, наша позиция - постоянно обращать человека к самому себе с вопросом, развивается ли его практика, углубляясь и обретая новые качества и объем, происходят ли изменения на всех уровнях его структуры, меняется ли его отношение к жизни и себе, растет ли количество возможностей его самореализации.
   Миллионы людей занимаются Тайцзи-цюань в современном мире, только десятки действительно постигают это искусство, но лишь единицы могут истинно передать его другим. Вопрос здесь заключается в том, на какой уровень постижения и глубины ориентирован человек в самостоятельном обучении или при обучении других. В даосской космологии все проявления мира - не бессмысленный набор случайностей, а законы реализации высшего порядка вещей, подчиняющихся универсальным законам, которые можно обозначить понятием "ключ". Именно обучение Тайцзи-цюань с позиции овладения этими "ключами" есть наиболее прямой и истинный Путь в постижении себя, Вселенной и Великого Предела.

Практика нескольких десятилетий изучения и преподавания Тайцзи-цюань в рамках клуба ИНБИ позволяет утверждать, что никто не может быть совершенен в выполнении форм или движений Тайцзи-цюань, ибо совершенство - вещь относительная. Это преходящее состояние, зависящее от многих факторов, начиная с особенностей индивидуального восприятия и заканчивая множеством внешних условий.

Мы полагаем, что внешние характеристики и параметры выполнения Шелковой нити или форм Тайцзи - красивость, текучесть, плавность - есть прежде всего проявление внутреннего осознания, накопления и анализа определенного опыта, овладения знаниями и, естественно, результат постоянства и усердия. Правильное практикование Тайцзи-цюань способствует возникновению условий для духовного равновесия и осознанности тела, что ведет к уравновешенности жизни человека в целом.

В серьезных традиционных школах Тайцзи-цюань считается, что занимающийся "внутренними" стилями начинает с изучения формы, совершенствуется через постижения принципа перемен и, в конце концов, после многих лет практики десятки движений и условий сливаются в единую нить, порождая единые законы, что способствует полному внутреннему изменению человека на всех уровнях его структуры.

Отличительная особенность стиля Чэнь Тайцзи заключается в многообразии форм движений и глубине энергетической работы, опирающейся на универсальные законы Вселенной. В Тайцзи Чэнь присутствует мягкость и жесткость, округлость и квадратность, замедленность и ускоренность, открывание и закрывание, скручивание и раскручивание. Включение в работу и внешнего, и внутреннего предполагает использование не только физической силы ли, но и сознания шэнь и энергии ци. На своих высоких уровнях исполнения эта практика обретает значение "динамической медитации".


 
 
новости   семинары   практики   расписание   группы   фотоальбом   услуги   продукция   о системе   главная
 
INBI Ufa Ethno Studio 2005
© 2005
Hosted by uCoz