Основателем этой школы, считается великий мастер Дун Хайчуань (1797–1882), который получил свое искусство от монахов, обучивших его даосскому ритуалу "четырех вращающихся куполов". Дун Хайчуань сумел применить знания даосов к практике воинского искусства, и таким образом, возникла Багуа-чжан - одна из самых эффективных систем рукопашного боя.
До недавнего времени Багуачжан оставалась одной из самых закрытых школ китайского ушу. Особенностью этого стиля является специфический вид передвижения по кругу. Более любой другой школы ушу Багуачжан требует от учащегося полного покоя и сосредоточенности сознания.
Вся практика в традиционных школах китайского ушу разделяется на две части: так называемая "базовая техника" (цзибэнь гун), имеющая целью достижение правильного внутреннего состояния, и техника прикладная, включающая в себя разнообразные приемы рукопашного боя. Без усвоения во всей полноте "базовой техники" нельзя достичь и подлинного мастерства в практическом применении кулачного искусства.
Регулярные занятия Багуачжан отлично развивают силу ног, улучшают координацию и подвижность, воспитывают выдержку, храбрость и твердость духа. Кроме того, этот замечательный стиль способствует долголетию и является одной из эффективных школ китайского бокса.
Изречения мастеров Багуачжан
Один ученик спросил Дун Хайчуаня: "Могу ли я услышать о том, как ударить человека посредством ци?"
Учитель ответил: "Чтобы ударить человека посредством ци, нужно, чтобы ци имело опору. А опираться оно должно на физическую силу".
Учитель Чэн Тинхуа (ученик Дун Хайчуаня) говорил о смысле занятий Багуачжан следующее:
"Приступая к занятиям по школе Багуачжан, прежде вникни в смысл заветов наших мудрых учителей и занимайся согласно установленному порядку. По сути дела, Восемь триграмм - это проявление перемен Единого Ци, а Единое Ци - это совокупность Двух начал и Четырех образов. Вовне они простираются за пределы Шести полюсов мироздания, внутри они все без изъятия пребывают в нашем теле. В слове и в молчании, в движении и в неподвижности - всюду присутствуют образы триграмм. Путь Восьми триграмм предельно велик и обнимает собою все сущее. В применении этот путь предельно одухотворен и пребывает всюду.
Вращение тела согласно Пути Восьми триграмм подобно скручиванию вьющейся шелковичной нити. Вращается тело, а внутри тоже происходит скручивание - вот в чем смысл искусства Багуачжан. Хождение учащегося по кругу - все равно что вращение земного шара вокруг солнца. Твердое же и мягкое перетекают одно в другое непринужденно и неостановимо, как речной поток. Правила же внутреннего состояния соблюдаются строго, и от них нельзя отойти ни на мгновение. Постигнув истину кулачного искусства сердцем, можно сделать добро и себе, и миру".
|