Тайцзи-цюань - внутреннее искусство взращивания силы. В переводе
с китайского название практики переводится как "кулак Беспредельного"
и "беспредельно направленная Сила". За понятием "тай цзи"
стоят обширные знания и основы всей китайской космологии
- Великий Предел Тай Цзи (taiji), Два Начала Лян
И (liang yi), Четыре Формы Сы Сян (si xiang),
Пять Элементов У Син (wu xing), Восемь Триграмм Ба
Гуа (bagua), а также знания о лунных фазах, переменах
и сезонных циклах. Триграммы и гексаграммы были для выдающихся
мастеров Тайцзи-цюань практическими, реальными энергетическими
моделями, изменения которых они понимали и умели наблюдать
в себе и во Вселенной.
Тайцзи-цюань наравне с Багуа чжан и Син-И цюань входит в группу практик, обозначаемых в Китае как нейгун (neigong) "внутреннее искусство", что является определенной оппозицией "внешним искусствам" - то есть тем техникам, где основное внимание посвящается последовательностям, движениям и работе тела. Особенность "внутренних искусств" заключается прежде всего в глубине познания не только человеческого тела, но и энергии и духа человека, в привлечении знаний самого широкого круга и высокой ценностью достижений иного, более тонкого характера. Многие практики в своей внутренней сути уходят корнями к древним даосским учениям.
Понятие "тай цзи" во даосских трактатах начала нашей эры рассматривалось именно как синоним Дао - универсального закона всех вещей и явлений, выступая символическим выражением всех возможных трансформаций двух первооснов - Инь и Ян. Тайцзи - Великий Предел всегда являлся одним из ключевых понятий в даосизме: например, одна из высших сфер, где обитали бессмертные небожители, называлась Тайцзи. Даосы считали, что все изменения в мире по своей сути различны лишь во внешних проявлениях, а по своей метафизической сути сводятся к единому Великому пределу, ибо все они проявления Дао.
Однако "социализация" Тайцзи и трансформация духовно-эзотерической концепции в боевое искусство с практически применением произошла гораздо позже, в эпоху неоконфуцианства, которое оформилось на стыке даосизма и конфуцианства в XII-XIII вв. Именно в это время стал формироваться словарь знакомых нам теперь понятий и названий, структурировались и закреплялись количественные и качественные характеристики практик, которые получили обозначение "схемы развертывания Великого предела", более четко была проведена дифференциация характера и целевых установок этих направлений.
Практическая реализация космологического понятия Тай Цзи выражается в формах и последовательностях Тайцзи-цюань, которые основаны на 13 принципах движения. Сегодня в мире можно выделить несколько направлений развития тайцзи-цюань - как боевого искусства самозащиты, как оздоровительной гимнастики и как искусства развития тела и энергии. Последнее направление также можно обозначить как "алхимическое", так как оно основано на теории и принципах даосской алхимии.
Центр INBI World следует учениям Тайцзи-цюань школы семьи Чэнь, которая исторически считается наиболее древней и стоящей у истоков развития этого искусства.
Мастера Тайцзи-цюань школы Чэнь
Историю развития Тайцзи-цюань в той форме, которая существует
и по сей день, принято связывать с семьей Чэнь, а именно
с легендарным основателем Чэнь Бу (Chen Bu) (род.
в 1368 г.), выдающимся практикующим и мастером боевых искусств,
родом из Шаньси (Shanxi). Известно, что в 1374
году семья Чэнь переехала в провинцию Хэнань (Henan)
в место, которое сегодня называется Чэньцзягоу (Chenjiagou),
что в переводе с китайского означает "овраг семьи Чэнь".
Линия наиболее знаменитых мастеров стиля Чэнь включает:
- Чэнь Вантин (Chen Wangting) (1600-1680)
- офицер и выдающийся мастер боевых искусств в эпоху династии
Мин. Считается, что он был потомком Чэнь Бу в девятом
поколении. Чэнь Вантину приписывается создание Кулака
Чэнь (Chen Quan), практики с широким мечом (меч
Дао) и техники работы с копьем. Он был широко известен
и популярен как борец с бандитами и грабителями, которые
досаждали торговым караванам в то время. Помимо высокого
мастерства в боевых искусствах, Чэнь Вантин был выдающимся
общественным деятелем. В преданиях о Чэнь Вантине говорится,
что днем он cовершенствовал свое боевое мастерство, а
ночью изучал китайскую литературу и право. Основная заслуга
Чэнь Вантина в развитии тайцзи-цюань заключается в том,
что он смог вложить их в понимание искусства Тайцзи-цюань,
включив в него знания китайской медицины, акупунктуры,
дыхательных техник (tuina), системы Дао-инь (daoyin).
Считается, что именно Чэнь Вантину принадлежит заслуга
создания понятия и упражнений "шелковой нити".
- Чэнь Чжансин (Chen Zhangxing) (1771-1853)
- представитель четырнадцатого поколения семьи Чэнь. Ему
приписывается заслуга синтезирования форм, переданных
ему его предшественником. Необходимость изменений была
продиктована высокими физическими нагрузками, которые
предъявляли традиционные последовательности и адаптации
их для практического применения на более массовом уровне).
- Чэнь Юбэнь (Chen Youben) – еще один
представитель четырнадцатого поколения. Чэнь Юбэну приписывается
создание Синь-цзя, или «новой формы» стиля Чэнь Тайцзи,
характеризующейся более сложными и «взрывными» движениями,
что положило начало делению форм Тайцзи на «старую последовательность»
(Laojia) и «новую последовательность» (Xinjia).
Позже форма Син-цзя получила также название «малая форма»
(Xiaojia).
- Чэнь Цинпин (Chen Qingping)
(1795-1868) – племянник и ученик Чэнь Юбеня. Чэнь Цинпин
продолжил работу над «новой» формой Син-цзя, начатую его
учителем. Движения в ней стали более собранными, были
добавлены дополнительные круговые движения, чтобы повысить
уровень реализации прикладного характера в форме. Считается,
что Чэнь Цинпин способствовал развитию стиля другого известного
стиля тайцзи-цюань под названием Чжао Бао (Zhao Bao).
- Чэнь Синь (Chen Xin)
(1849-1929) – представитель шестнадцатого поколения семьи
Чэнь. Он был внуком знаменитого мастера Тайцзи-цюань Чэнь
Юхэна (Chen Youheng) и братом Чэнь Юбена. В целях
развития наследия своих предков Чэнь Синь начал письменно
фиксировать положения теории и практические рекомендации
по Тайцзи-цюань. За 12 лет он создал четырехтомный труд
«Чэньши тайцзицюань тухуа цзян-и» («Наглядное
изложение системы Тайцзи-цюань школы Чэнь»), в котором
обобщил опыт предшествующих поколений мастеров семьи Чэнь.
Этот труд и на сегодняшний день остается основным каноном
знаний по тайцзи-цюань.
- Чэнь Факэ (Chen Fake)
(1887-1957) – первый мастер, начавший преподавать «новую»
форму тайцзи-цюань семьи Чэнь за пределами деревни Чэнь.
Благодаря строгому контролю семьи и своему прилежанию
стал признанным мастером уже в семнадцать лет. Один из
немногих великих мастеров, ученики которого до сих пор
живы, является одним из самых почитаемых личностей в современной
деревне Чэнь.
- Чэнь Чжаопи (Chen Zhaopi)
(1893-1972) – покинул родовую деревню Чэньцзягоу в 1914
году и преподавал Тайцзи-цюань в самых разных уголках
Китая. Именно он в 1928 году пригласил Чэнь Факе преподавать
семейное искусство Тайцзи в Пекин. Теория Чэнь Чжаопи
отличалась большой глубиной, будучи испытанной десятилетиями
практики, и за свою жизнь он написал более четырех книг
для занимающихся разного уровня. Чэнь Чжаопи также предписывается
создание формы с двумя прямыми мечами.
В 1958 году Чэнь Чжаопи вернулся в Чэньцзягоу, обеспокоенный
затуханием семейной традиции Тайцзи-цюань. Его усилия
по возрождению Тайцзи-цюань получили позже широкое признание,
а воспитанные им ученики – Чэнь Сяован (Chen Xiaowang),
Чэнь Чжэнлей (Chen Zhenglei), Ван Сиан (Wang
Xi’an) и Чжу Тяньцай (Zhu Tiancai) – известны
в народе как «Четыре Стража Будды» Тайцзи-цюань.
Несмотря на преследования во время Культурной революции
Чэнь Чжаопи тайно продолжал обучать своих учеников Тайцзи-цюань.
Он даже заменил названия некоторых форм Тайцзи на коммунистические
лозунги, лишь бы не дать умереть многовековому искусству.
Школа и дом мастера Чэнь Чжаопи вдохновили на создание
и стали местом Центра популяризации Тайцзи-цюань Чэньцзягоу.
- Чэнь Чжаокуй (Chen Zhaokui)
(1928-1981) – младший сын Чэнь Факэ. Чэнь Чжаокуй переехал
жить к своему знаменитому отцу в Пекин в возрасте трех
лет и с восьми лет он начал перенимать семейное искусство.
В Пекине Чэнь Чжаокуй стал знаменит как один из первых
исполнителей формы Син-цзя. В 1973 году он привез и начал
преподавать эту форму в Чэньцзягоу для обучения подрастающего
поколения.
Основные направления в Тайцзи-цюань стиля Чэнь
Отличительная особенность Тайцзи стиля Чэнь заключается в многообразии форм движений и глубине энергетической работы, опирающейся на универсальные законы Вселенной. В Тайцзи Чэнь присутствует мягкость и жесткость, округлость и квадратность, замедленность и ускоренность, открывание и закрывание, легкость и наполненность, скручивание и раскручивание.
· ШЕЛКОВАЯ НИТЬ
· ФОРМА ЛАО-ЦЗЯ
· ПАО-ЧУЙ
· СИНЬ-ЦЗЯ
· ТУЙШОУ
· РАБОТА С ОРУЖИЕМ
ШЕЛКОВАЯ НИТЬ
В Тайцзи-цюань стиля Чэнь одним из основных отличий от других
стилей Тайцзи является обязательное совершенствование в
практике, называемой "шелковая нить" (chan si jin).
Свое название эта практика получила в честь тутового шелкопряда,
чьи движения внешне напоминают движения данной техники.
Принцип выполнения "шелковой нити" лежит в основе выполнения
всех форм Тайцзи Чэнь, она является тем самым "фирменным"
ключом и знаком Тайцзи, который определяет характерную спиральную
основу всех движений.
Функция этой практики - объединение физической и энергетической структуры всего тела и увязывание энергий его частей с центром дан-тянь, что приводит к усилению практики и наполнению движений. Само выполнение "шелковой нити" не требует больших физических усилий, овладеть ей в состоянии даже ребенок или пожилой человек. Однако достижение реального мастерства в этом искусстве требует немалого вложения времени, осознания, усилия и терпения.
Практика "шелковой нити" позволяет увязать все тело, соединяя в единое целое его сосуды и сочленения, при этом со временем усилие из физической плоскости все больше и больше уходит в плоскость энергетическую и духовную. Регулярное практикование "шелковой нити" позволяет человеку выйти на уровень задействования до 99% физического потенциала своего тела, в то время как обычный человек использует не более 40-50% от этого параметра.
ФОРМА ЛАО-ЦЗЯ
Первая разновидность Лао-цзя (Lao Jia Yi lu) (первая
"старая" форма) является "прародительской" формой для всех
остальных основных стилей Тайцзи-цюань (таких, например,
как Ян- и У-стили). Эта форма содержит быстрые и медленные
движения, большое значение в ней отводится шелковой нити,
практикование которой в стиле Чэнь Тайцзи играет большую
роль.
Первая разновидность Лао-цзя является важным методом подготовки и обучения в Тайцзи-цюань, поэтому обучение ей происходит до изучения всех остальных форм и последовательностей.
В целом, считается, что движения в Лао-цзя более амплитудные, чем в других формах Тайцзи-цюань семьи Чэнь. Можно также сказать, что они менее сложные. Главной особенностью выполнения формы считается опора на работу поясницы и "усвоение", фиксирование конечного положения каждого движения перед переходом к следующему.
Движения выполняются преимущественно мягко, скорость движения
то замедляется, то убыстряется, быстрые и медленные движения
сменяют друг друга. Техника фа-цзин (fa jin), "выброс
энергии", задействуется не более чем в 25 процентах последовательности.
ПАО-ЧУЙ
Считается, что во втором комплексе стиля Чэнь, называемом
"Пушечные удары" (paochui), движения достаточно
сложные и энергоёмкие, ибо в нем твердость преобладает над
мягкостью. Традиционно, он изучается после того, как ученик
овладел основами выполнения формы Лао-цзя, что предполагает
обретение осознанности и ощущения энергии ци. Мастера говорили:
"Пять лет совершенствуйся в Первом комплексе, пять лет осваивай
Пушечные удары". Мастера Тайцзи предупреждали, что поверхностное
изучение Лао-цзя и непонимание фундаментальных принципов
Тайцзи-цюань может привести ученика к формальному выполнению
формы Паочуй на базе лишь внешних, хотя, возможно, и красочных
движений.
Обучение данной форме связано с овладением понятием фа
цзинь - взрывная сила или сила выброса. Последовательность
"Пушечные удары" традиционно выполняется в стремительной,
взрывной манере. Исполнение формы от начала до завершающего
движения занимает не более четырех минут.
Последовательность Паочуй стиля Чэнь Тайцзи-цюань состоит из 43 движений. Благодаря большому арсеналу энергичных движений, таких как прыжки, удары, "припечатывания" и уворачивания, Паочуй считается одним из важнейших методов подготовки и тренировки тела к реальным спаррингам.
СИНЬ-ЦЗЯ
Создателем формы Синь-цзя (xinjia), последовательность
"новой семьи" в отличие от Лао-цзя, последовательности "старой
семьи") считается Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887 -
1957). Две разновидности Синь-цзя в целом напоминают Лао-цзя,
однако они предполагают использование более тонкой энергии
и более качественной динамической силы, в силу этого исполнение
Синь-цзя требует большего усилия и мастерства.
ТУЙШОУ
В системе Тайцзи-цюань также существует практика, которую принято обозначать как "толкающие руки". Суть данной работы заключается в "работе по познанию себя через другого". Один из принципов туйшоу гласит: "Отбросив себя, сопровождай партнера", то есть в соответствии с внешней силой противника необходимо научиться выстраивать свой ритм, качество контроля и слушания. Если движения противника быстрые - отвечают быстро, если медленные, то медленно. Находясь в постоянном контакте с руками партнера, практикующий учится слушать и перенаправлять атакующее усилие противника и, используя силу и энергию этого же движения, проводить свои контрприемы. Так познается понятие гармонии и баланса в парном взаимодействии.
Исторически существует два типа туйшоу: работа в перемещении и работа на месте. После овладения основами туйшоу на месте практика туйшоу начинает отрабатываться в перемещении на один шаг, затем на три шага и, наконец, в свободном перемещении. С ростом мастерства практикующего может также повышаться скорость перемещения и выполнения движений, а также уровень технической сложности приемов.
Методически практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:
- Тин (слушание) - умение слушать и чувствовать
противника.
- Цзоу (ведение) - следование атакующему движению
противника.
- Hянь (прилипание) - следование отступающему
противнику.
- Хуа (трансформация) - объединение в единое
движение усилий цзоу и нянь.
- Фа (выброс) - атакующее движение.
РАБОТА С ОРУЖИЕМ
Из всех стилей Тайцзи-цюань стиль Чэнь содержит больше всего техник по работе с оружием: с мечом Цянь, мечом Дао, парными мечами, с копьем, алебардой, шестом, различные формы парной работы с оружием, а также работу с предметами, которые не входят в основную программу изучения оружия (парные дубинки, длинный толстый шест, металлический стержень).
В целом, принципы работы с оружием в Тайцзи стиля Чэнь аналогичны базовым принципам практикования всех остальных форм: в любом движении тело движется как единое целое, движения собраны и увязаны с центром дан-тянь, со временем оружие должно стать неотделимой частью тела при выполнении любой техники с ним.
Тайцзи-цюань в INBI World
Китайская пословица гласит: "Высочайшее есть простейшее". Путь к мастерству в Тайцзи-цюань лежит не через мистические или эксклюзивные секреты, а через ясную, опирающуюся на универсальные законы и методически выстроенную систему обучения, включающую в себя множество аспектов, связанных с понятием Тай Цзи.
Независимо от того, занимаетесь ли вы уже тридцать лет или
только три месяца, наша позиция - постоянно обращать человека
к самому себе с вопросом, развивается ли его практика, углубляясь
и обретая новые качества и объем, происходят ли изменения
на всех уровнях его структуры, меняется ли его отношение
к жизни и себе, растет ли количество возможностей его самореализации.
Миллионы людей занимаются Тайцзи-цюань
в современном мире, только десятки действительно постигают
это искусство, но лишь единицы могут истинно передать его
другим. Вопрос здесь заключается в том, на какой уровень
постижения и глубины ориентирован человек в самостоятельном
обучении или при обучении других. В даосской космологии
все проявления мира - не бессмысленный набор случайностей,
а законы реализации высшего порядка вещей, подчиняющихся
универсальным законам, которые можно обозначить понятием
"ключ". Именно обучение Тайцзи-цюань с позиции овладения
этими "ключами" есть наиболее прямой и истинный Путь в постижении
себя, Вселенной и Великого Предела.
Практика нескольких десятилетий изучения и преподавания Тайцзи-цюань в рамках клуба ИНБИ позволяет утверждать, что никто не может быть совершенен в выполнении форм или движений Тайцзи-цюань, ибо совершенство - вещь относительная. Это преходящее состояние, зависящее от многих факторов, начиная с особенностей индивидуального восприятия и заканчивая множеством внешних условий.
Мы полагаем, что внешние характеристики и параметры выполнения Шелковой нити или форм Тайцзи - красивость, текучесть, плавность - есть прежде всего проявление внутреннего осознания, накопления и анализа определенного опыта, овладения знаниями и, естественно, результат постоянства и усердия. Правильное практикование Тайцзи-цюань способствует возникновению условий для духовного равновесия и осознанности тела, что ведет к уравновешенности жизни человека в целом.
В серьезных традиционных школах Тайцзи-цюань считается, что занимающийся "внутренними" стилями начинает с изучения формы, совершенствуется через постижения принципа перемен и, в конце концов, после многих лет практики десятки движений и условий сливаются в единую нить, порождая единые законы, что способствует полному внутреннему изменению человека на всех уровнях его структуры.
Отличительная особенность стиля Чэнь Тайцзи заключается в многообразии форм движений и глубине энергетической работы, опирающейся на универсальные законы Вселенной. В Тайцзи Чэнь присутствует мягкость и жесткость, округлость и квадратность, замедленность и ускоренность, открывание и закрывание, скручивание и раскручивание. Включение в работу и внешнего, и внутреннего предполагает использование не только физической силы ли, но и сознания шэнь и энергии ци. На своих высоких уровнях исполнения эта практика обретает значение "динамической медитации".
|